Иосиф Хусенский, бизнес-тренер,
автор «Школы продаж Иосифа Хусенского»(Санкт-Петербург) Комментарии к
круглому столу на тему «Что изменилось в продажах за последние годы?» № 1 Что изменилось в потребителях и покупателях?
Всех покупателей сектора В2С можно
условно разделить на 3 группы: 1) покупатели в долг – 50-55%; 2) покупатели-инвесторы – 25-35% 3) традиционные покупатели – 10-15%. Покупатели в
долг Среди всего потока продаж на эту долю
покупателей ещё в прошлом году приходилось 50-55% всех покупок. Покупали под
влиянием эмоций, собственного «хочу», не
ориентируясь и не опираясь при покупке на свои реальные финансовые
возможности. Совершали покупки и жили не
по средствам. Сначала осторожно. Потом смелее. А в последние два года вообще
страх и сознательность потеряли. Пересели в дорогие импортные машины,
отремонтировали квартиры, обставили её мебелью да ещё в Турцию или в Египет
всей семьёй на отдых от мирских забот съездили. Со стороны – состоятельная крепкая семья среднего класса. А
на деле – почти всё куплено в долг. Кроме квартиры, которая досталась от
родителей, и приватизирована бесплатно.
Причин возникновения данной группы покупателей две. 1. Возможность отечественных банкиров
покупать на Западе очень дешёвые деньги и превращать их очень быстро в дорогие,
широко и массово раздавая потребительский кредит. Взятый на Западе 1 доллар
под 3-4% годовых превращался в
потребительском кредите уже в доллар, отданный под 50-70%. За год чистая
прибавка из воздуха – 50 центов с доллара. А при сроке кредита 3-5 лет (машины)
– прибавка с одного чужого доллара – 1-3 доллара себе. Это немыслимо фантастический по прибыльности
механизм. Деньги из воздуха. 2. Поголовная финансовая и юридическая
неискушённость населения с генетически обусловленным синдромом тотального
дефицита.
Чтобы поток денег из воздуха не прекращался, нужно было постоянно
стимулировать потребительский спрос и мотивировать желание человека купить в
долг или дешевле. И делали это мастерски и превосходно, действуя через
массированную рекламу на самые низменные потребности постсоветского человека,
генетически не удовлетворённого предметами потребления и уставшего от
тотального дефицита. Сначала дефицита товаров, а потом, что ещё хуже, дефицита
денег при непривычном для глаза и нервов невиданном изобилии товара и продуктов
на полках. В такой ситуации
уговорить (искусить) людей: «Купи уже
сейчас, а, отдашь потом, когда-нибудь» - было несложно. Дьявольский план
тотального искушения народа удался блестяще. Тотальная «замануха» и «разводка»
в масштабе всей страны приносила невиданные барыши. Прибыли, сравнимые с
доходами от продажи наркотиков и оружия. Бизнес в принципе легальный, а прибыль
- как при незаконном сбыте.
Простые люди, не думая о последствиях, покупали на миллионы, в долг то,
что им тонко навязывали продавцы в кредит под очень «выгодный» процент. Товары
народного потребления, машины, мебель, квартиры, евроремонт в старых и новых
квартирах, медицинские косметические и стоматологические услуги, и многое другое. Покупатели-инвесторы Это те, кто зарабатывали огромные
деньги на первой группе покупателей. И
те, кто разбогатели на импорте сырья (нефть, газ, лес, рыба, уголь, металл,
удобрения) и на экспорте уже готовых товаров и изделий. К ним присоединились
коррумпированные чиновники и криминал.
Этот покупатель, у которого «денег куры не клюют», покупал, как ошалевший от
супервыгодной сделки пьяный купец в дореволюционной России не глядя на ценник.
Покупал так много и так быстро, что 1 квадратный метр жилья в Москве за 5 лет с
2003 года вырос в 10 -15 раз. За одну
«хрущёвку» в Москве можно было купить отличную виллу на «Канарах».
Скупали всё: дорогую городскую и загородную недвижимость, новые и старые
квартиры, антиквариат, драгоценности, предметы роскоши и огромное количество
фантастически дорогих услуг - для развлечения, для ухода за собой и за своим
жилищем, для поддержания своего здоровья, для воспитания и обучения своих детей.
Покупали, чтобы просто потратить свалившиеся кучи денег. Они обеспечивали
20-25% покупательского спроса.
Для удовлетворения постоянно
растущих потребностей этих двух групп покупателей в стране быстро и мощно
выстраивались, как на дрожжах, целые индустрии: ·
строительная
(жилищное строительство и переустройство заводов под бизнес центры,
строительство новых бизнес центров); ·
индустрия развлечения ( казино, ночные клубы,
фитнес, поля для гольфа и тенниса); ·
индустрия всяческих SPA-услуг; ·
индустрия пищевых производств; ·
индустрия производства мебели на заказ
товаров, пользующихся повышенным спросом; ·
индустрия
магазинных сетей, торгово-закупочных компаний для импорта из-за границы всего
того, что выгоднее привезти, чем создавать на месте. Эти компании и производства обрастали
сотнями и тысячами посреднических контор для оказания всяческих дополнительных
деловых услуг. Этот сектор бизнеса быстро рос и разрастался. Экономика была на
подъёме. И нефть параллельно замечательно росла в цене. Деньги лились не
ручьём, а широкой полноводной рекой. Весь этот огромный свежеиспечённый
конгломерат фирм, контор и компаний остро нуждался во всё возрастающем объёме
нужных ему материалов, комплектующих
товаров и изделий. Как вредное производное от этого бурного роста
потребительского спроса в стране образовался специфический мутант – менеджер-покупатель
сектора В2В. Он образовался от скрещивания криминала коррупции и рыночной
экономики.
Этот покупатель-менеджер в секторе В2В сам знал (диктовал), что и где
ему надо покупать и сам выбирал продавца. Он чаще покупал или у «своего», или у
нужного поставщика, реже – по рекламе. Покупатель сам знал, где купить всё то,
что ему было нужно для удовлетворения своего «модного» и замечательно растущего
производства. Спрос опережал предложения по всей цепи производства и поставки –
От сборки до целого изделия. В задачу самого продавца входило только правильно
и своевременно обслужить покупателя. Продажа в секторе В2В стала синонимом слова
«обслуживание». Парадокс. Мы вернулись почти в СССР по некоторым позициям,
особенно дефицитных товаров. Уже опять имели значение не деньги, а только
личные связи.
Количество людей, работающих и обслуживающих сектор В2В, в свою очередь
добавляли поток покупателей из первой группы в сектор В2С. Вновь образовавшийся
псевдо средний класс или офисный планктон стал покупать в кредит ещё и
квартиры. К потребительскому кредитованию добавилось ипотечное кредитование.
Образовался замкнутый круг. Думалось, что этот цикл будет работать всегда, как
вечный двигатель. И то, и другое из области фантастики. Но мы тем и отличаемся
от других наций. Русский человек в любом возрасте верит в чудеса и сказки.
Одним словом в стране всё было замечательно. Работа кипела. Экономика «росла».
И потребительский спрос рос, как на дрожжах. У всех была какая-то работа и
какая-то зарплата. Стабильная и немаленькая. Если не хватало, всегда можно было
взять денег или купить желанную вещь в долг.
Такое положение вещей развратило тех, кто зарабатывал на продаже и
перепродаже. Функция продавца, особенно в секторах В2В в 2003-2008 годы
упростилась, обесценилась и превратилась в работу расторопного официанта в
модном ресторане. Только успевай хорошо и быстро обслуживать клиента и получать
заслуженные чаевые. Как формировался механизм коммерческого сбыта в
России до наступления кризиса? До
последнего времени в традиционном маркетинге роль отдела маркетинга по
значимости и общему бюджету многократно превосходила роль и значение отдела
продаж. При этом продавцам в общем процессе движения товара от производителя к
потребителю отводилась мелкая и второстепенная роль. Его основной профессиональной задачей было
вежливо и аккуратно обслуживать покупателя, который сам (по предварительной
договорённости с хозяином или топ менеджером,
реже – по рекламе), приходил в офис для окончательного оформления
сделки. Когда
денег у собственника достаточно и доходы от перепродажи очень высокие, то много
денег можно потратить на рекламу и пиар компании. Это, в свою очередь,
привлечёт много покупателей. Такая система отлично срабатывала до кризиса.
Тогда рекламный бюджет был огромный.
Покупателей было избыточно много. Да и экономика была «на крутом подъёме». А что
делать, когда продажи встали, товара переизбыток, старым покупателям уже ничего
не надо, а новые покупатели сами тоже не идут? Традиционные меры отдела
маркетинга уже не срабатывают. А деньги, которых уже и так не хватает, вылетают,
как дым из трубы паровоза, с тем же КПД. А может быть даже и ниже. Старые,
ранее «успешные» продавцы с менталитетом и, главное, с навыками продаж
официанта уже не выполняют свою основную функцию - продажи. Они, по сути, не виноваты. Они умеют только
грамотно и правильно оформлять покупку товара для покупателя-мутанта, с выгодой
для себя и пришедшего в офис (отдел продаж) самостоятельно заказчика. Находить
свежих покупателей они просто не умеют. Это не их
профессиональный профиль. Они менеджеры продаж. Они не активные продавцы. Они
даже и не продавцы. Они специалисты по оформлению сделок и только. Их для этого
в своё время и нанимали. Итог. А что сейчас? Западные дешёвые кредиты для банков
закончились, нефть в цене упала, встало производство и строительство, рестораны
опустели и в прямом, и в переносном смысле.
Самые активные покупатели в прошлом превратились в самых злостных
неплательщиков. От простых людей до олигархов. Им теперь не до новых покупок.
Не знают, как расплатиться за старые приобретения. Это касается всех секторов
экономики и любой ценовой категории.
Поток покупателей резко уменьшился примерно в 4-5 раз. Думаю, для 90%
предприятий из секторов «модной» экономики нынешнее финансовое положение, или
кризис, обернулось полным крахом и банкротством. Надо или закрываться, или
полностью перестраиваться. А для этого нужны большие деньги и другие деловые
навыки у персонала и управленческого, и комплектации, и сбыта.
Традиционные
покупатели Сейчас активными остались только те покупатели
сектора В2С, которые при покупке ориентируются на реальные потребности и
покупали/ покупают сейчас только на те деньги, которые у них уже есть. И
покупатели сектора В2В, которые работали не в сфере «модной» экономики, и тогда
и сейчас руководствовались другими, рыночными принципами ведения бизнеса. И
покупали по своим возможностям и имеющимся у них оборотным средствам. Поэтому и
выжили в кризисе и продолжают успешно свою работу.
До кризиса они составляли 10-15% от общего потока. Сейчас они составляют 80-90% от общего потока покупателей. Они даже
стали покупать больше, ведь цены значительно снизились. Но общее положение дел,
экономики этим скудным покупательским потоком не спасёшь. Да и для осуществления продажи традиционному
покупателю продавец должен уметь работать совсем по-другому. Продавец для
успешного завершения сделки, сначала должен понравиться этому покупателю,
вызвать к себе его доверие и потом на
100% убедить покупателя, что он, продавец, продаёт именно то, что ищет этот традиционный
покупатель. И продаёт самое лучшее и самое качественное по самой выгодной цене.
Это совсем не тот механизм продажи, к которому привык менеджер сбыта. В таких
условиях сбыта продажу сможет осуществить только настоящий профессионал продаж.
Таких специалистов у нас в стране было очень мало. Естественно, не хватает и сейчас. Но это не тема сегодняшнего
обсуждения.
Сегодня мы говорим о покупателе. И традиционный или обычный покупатель по
своей сути одинаковый. Если он совершает покупку за свои деньги, доставшиеся
ему честно и не с неба, то он будет 7 раз мерить и один раз резать прежде, чем
решит что-то реально купить, заплатить за товар деньги. Ему уже лишь бы что не
«втюхаешь». Он покупает только то, что нужно ему, а не продавцу. Он не капризный и не разборчивый
покупатель. Он просто нормальный покупатель и нормальный человек. Как мы
все, когда находимся в полном здравии и уме.
И покупаем за свои деньги. № 2 Как надо
поменять политику и технику продаж, чтобы быть сегодня «на коне»? На 180
градусов. Сейчас продавцам надо самим
активно находить покупателя, которому реально нужен его товар, и активно его
предлагать. Этот механизм приемлем в условиях кризиса из-за значительно более
экономной системы осуществления продажи для фирмы продавца. Нет необходимости в
содержании дорогого отдела маркетинга и траты денег на дорогостоящую рекламу. Менеджерам
нужно только уметь правильно убеждать покупателя в том, что то, что вы ему
предлагаете – это именно то, что он ищет
сам. Если это действительно соответствует истине. Короче, продавцам надо просто
уметь продавать. Как это парадоксально не звучит. № 3 Какие новые
«фишки» в продажах диктует нам время? Пора не фишки предлагать собственникам, а
помочь им пересмотреть всю свою политику и идеологию ведения собственного
бизнеса. Надо помочь им наладить в своей фирме (компании) нормальный и
цивилизованный институт профессиональных продавцов (отдела продажи) и при
формировании системы сбыта учитывать и подчиняться законам нормального рынка. Пора
уже в процессе организации сбыта своей продукции поменять менеджера сбыта на
менеджера продажи. Что это даст собственнику и чем принципиально одни специалисты
отличаются от других, я писал в своих статьях в №1 и №3 журнала «Управление
сбытом». Напомню только, что они отличаются друг от друга так же сильно и
принципиально, как посетитель дорогого ресторана и классный официант, который
его качественно обслуживает.
Раздувшаяся, как мыльный пузырь, новая экономика при некотором изменении
конъюнктуры рынка в других странах
рухнула, как глиняный колос. Накрыв под своими обломками десятки тысяч больших
и маленьких компаний и оставив в
одночасье миллионы ещё вчера успешных людей без привычного заработка, превратив
их из хозяев жизни в загнанных и испуганных должников и нищих. Нищих и бедных людей
с дорогостоящими привычками. По инерции ещё не все дошли до понимания того, что
с ними произошло в действительности. Ещё не пришло время, когда отсутствие
возможности удовлетворять привычные желания вызовет синдром ломки. Вот тогда
будет ужасно. И может быть тогда и начнётся процесс оздоровления экономики,
благодаря кризису. Бизнес тренер Иосиф Хусенский
Источник: http://iosifchusenskiy.ru.gg |